Музеи Ватикана: что посмотреть обязательно

Музеи Ватикана: место, обязательное для посещения

Государство Ватикана — это микрогосударство-анклав в Риме, связанное с Италией. Город-государство Ватикан Святого Престола, площадью менее половины квадратного километра, расположен на холме Монс Ватиканус на северо-западе Рима.

Официальной датой создания государства-города Ватикан считается 11 февраля 1929 г. В этот день был подписан Латеранский договор между Италией и Римско-католической церковью. Предшественником Ватикана было теократическое государство папства. Он был основан в 8 веке и просуществовал более тысячелетия. В благоприятные времена папство контролировало большую часть Апеннинского полуострова.

Нынешний Ватикан — это теократическая абсолютная монархия. Все ветви власти принадлежат Папе Римскому. Основными источниками дохода являются туризм и пожертвования от верующих католиков. Гражданство Ватикана имеют только священнослужители, число которых не превышает тысячи человек. В три раза больше работников сферы обслуживания являются гражданами Италии.
На территории Ватикана площадью 44 гектара сосредоточены всемирно известные архитектурные, культурные и ландшафтные памятники, такие как площадь и собор Святого Петра, музеи и сады Ватикана. Благодаря компактному расположению, до всех них можно добраться следующими видами общественного транспорта

  • линия метро A до станции Ottaviano-San Pietro-Musei Vaticani;
  • троллейбус № 19 до остановки Piazza Risorgimento
  • автобусы 23, 32, 49, 62, 81, 85, 87, 271, 492, 590 и 913 до улицы Via della Conciliazione.
  • Участие предполагает соблюдение обычного дресс-кода, принятого в священных местах. Плечи, живот и колени должны быть прикрыты, как и волосы женщины. Багаж, особенно крупногабаритный, тщательно проверяется. Туристы проходят через турникет с металлоискателем.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Дата основания Рима:753 Г. ДО Н.Э.
    Население города:2,875,805 человек. (2017 г.)
    Район города:1 287,36 км2

    Площадь св. Петра

    В I веке на месте сегодняшней площади находился цирк, окруженный садами, где по приказу Нерона были казнены первые апостолы Петр и Павел и многие другие христиане. К 16 веку сады и цирк были заменены грунтовой площадкой, где сохранился обелиск из розового гранита, привезенный из Египта императором Калигулой в 1 веке. В начале 16 века было решено построить великолепный собор на месте, где был распят апостол Петр. Выдающегося архитектора и скульптора Джованни Бернини попросили благоустроить прилегающую территорию.

    Архитектор блестяще справился с поставленной задачей. Реализация его проекта позволила спрятать 10-метровый склон в рельефе местности.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Пьяцца стала единым целым с собором, фонтанами и обелиском и является одним из лучших архитектурных ансамблей в мире.

    Площадь Сан-Пьетро — это гигантская площадь, имеющая форму двух симметричных полукругов, которые словно тянут пространство, обозначенное ими, к собору Святого Петра. Колоннады полукругов похожи на два огромных рукава, тянущих людей на площади к собору. С высоты птичьего полета собор, колоннады и площадь похожи на замочную скважину, в которую вставлен ключ — собор. Этот эффект совсем не случаен: в конце концов, именно Петру Иисус решил передать ключи от Царства Небесного.

    Площадь Сан-Пьетро имеет 340 метров в длину и 240 метров в ширину. Трапециевидная часть площади обращена к собору, а овальные полукруги — к городу. Он состоит из 284 колонн, на вершине которых размещены 140 статуй христианских святых.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Статуи христианских святых

    В центре площади находится тот самый египетский обелиск. В конце XVI века он был заново освящен, а оригинальная позолоченная сфера на вершине была заменена христианским крестом. Гигант весом в 300 тонн был перенесен в центр строящейся площади.

    Рядом с обелиском находятся два одинаковых фонтана. Они были созданы в разное время разными архитекторами. От обелиска, служившего астрономическими часами, лучи расходились к колоннадам. За колоннадами видна незаметная белая линия — граница Ватикана.

    Во время выступлений Папы Римского по церковным праздникам на площади Святого Петра собирается до 400 000 человек. А Папа Римский читает свои еженедельные проповеди по средам в 11 часов утра. Рядом с обеими колоннадами находится отделение так называемого «Почтового отделения Ватикана», которое дает туристам возможность отправить письмо или открытку с обратным ватиканским адресом. Еще один туристический трюк — оптическая иллюзия, запрограммированная Бернини, когда стоишь на белом круге возле обелиска: если смотреть на колонны-полусферы, они кажутся прозрачными, а одна из них исчезает.

    Собор св. Петра

    Базилика Сан-Пьетро — это центр Римско-католической церкви, Великая базилика и главная паломническая церковь Рима.

    После распространения христианства в Риме, над могилой апостола Петра, распятого в цирке Нерона, была построена церковь. В 1506 году папа Юлий решил возвести на этом месте церковь, которая сравнялась бы со всеми предыдущими религиозными сооружениями. Строительство заняло более века, и в него внесли свой вклад несколько выдающихся архитекторов.

    Стиль Ренессанса, преобладавший в начале строительства, к концу начал уступать место зарождающемуся стилю барокко, поэтому в соборе видны черты обоих стилей.

    Первоначальный проект архитектора Донато Браманте предусматривал здание в форме равностороннего греческого креста. Его преемник Рафаэль выбрал классический асимметричный крест. Массивный центральный купол был идеей Микеланджело, которую воплотил Джакомо делла Порта. Карло Мадерна, завершивший строительство, возвел монументальный западный фасад, который вместе с куполом стал архитектурной доминантой собора.

    Главный фасад

    На главном фасаде высотой 115 метров установлены статуи Христа, 11 апостолов (кроме Петра) и Иоанна Крестителя, высота которых на карнизе составляет 5 метров 65 сантиметров. Статуи Петра со свитком и ключом и Павла со свитком и мечом расположены возле входа в собор. Портик фасада за колоннами имеет пять порталов (ворот), ведущих внутрь.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Главный фасад собора Святого Павла.

    Центральная, сделанная в середине 15 века, принадлежит бывшей церкви. Она носит имя мастера, создавшего ее, Филарета Флорентийского. Напротив портала находится знаменитая мозаика Навичелли, выполненная Джотто в XIII веке.
    Все остальные порталы были созданы в 20 веке.

    Обычно закрытый стеной Святой портал (справа) открыт только в юбилейный год (единственный за четверть века). В канун Рождества его каменную конструкцию разбирают изнутри, оставляя вход открытым до начала следующего года. 16 рельефов на этой двери иллюстрируют возможное искупление человеческого греха: в конце концов, Бог стучится в дверь каждого, но не каждый открывает.

    Читайте также:  Егорьевск (Московская область): достопримечательности

    Первый слева — Портал смерти, предназначенный исключительно для выноса тела умершего Папы. Два других называются Портал Добра и Зла и Портал Таинств. Латинская надпись над колоннами подчеркивает роль папы Павла V Боргезе в завершении строительства собора.

    Во время правления папы Климента VIII на куполе был установлен крест для размещения шкатулок с реликвиями. С закрытого балкона башни с куполом открывается римская панорама, которую хочется рассматривать снова и снова.

    Интерьер

    Купол собора достигает в высоту почти 137 м, уступая лишь единственной церкви в мире (в столице Берега Слоновой Кости). Но по вместимости ему нет равных в мире: 55 000 человек. Вместимость собора Святого Петра ясно показывает пределы других больших церквей, которые могли бы поместиться в нем. Огромные размеры храма обеспечивают минимальную суету, несмотря на постоянное присутствие внутри множества путешественников.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Внутреннее убранство собора

    Интерьер купола украшен изображениями евангелистов Марка, Луки и Иоанна с их символами, апокалиптических животных и Матфея с его ангелом. Латинская надпись над ними цитирует евангельские слова Иисуса об основании Церкви Христовой и передаче Петру ключей от Царства Небесного.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Роспись на внутреннем куполе

    Мраморный главный алтарь, за которым только Папа имеет право совершать мессу, увенчан монументальным 29-метровым киворием Бальдаккино работы Бернини. Увенчанные ангелами, витые колонны напоминают изогнутые колонны храма Соломона в Иерусалиме. Десятки тонн бронзы пошли в киворий: некоторые из них были даже сняты с крыши Пантеона (по приказу тогдашнего папы Урбана VIII Барберини). Лестница возле алтаря ведет вниз к гробнице Святого Петра.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Главный алтарь в соборе Святого Петра.

    В апсиде нефа находится собор Святого Петра, также выполненный Бернини в XVII в. В нем находится бронзовый трон Святого Петра, считающегося первым епископом Рима. Трон поддерживают пятиметровые статуи четырех Отцов Церкви, а над ним парит голубь в лучах солнца — символ Святого Духа. Настоящая реликвия, простой деревянный стул Святого Петра, спрятана внутри собора.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Собор Святого Петра.

    Работа Бернини в соборе не заканчивается на кивории и кафедре собора. Статуя римского центуриона Лонгина (который пронзил копьем распятого Христа), гробница папы Александра VII, гробница графини Матильды Каносской и другие детали интерьера также выполнены им. Копье Лонгина, также хранящееся в храме, — одно из двух, претендующих на право называться подлинным орудием страстей Христовых (второе находится в главном храме Армянской апостольской церкви близ Еревана).

    Великолепный интерьер собора с его многочисленными часовнями, скульптурами и картинами можно рассматривать часами. Самая известная скульптура — «Пьета», созданная 24-летним Микеланджело. Она находится в часовне Милосердия (первая справа).

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Скульптурная композиция — Пьета

    Туристическая информация

    Собор открыт для посетителей с 7 утра (в среду с 13:00) до 18:00 — 19:00.

    Редко кто из туристов упустит возможность посетить смотровую площадку на куполе собора Святого Петра. Помимо великолепного вида на Рим, поднявшиеся на нее могут увидеть статуи на балюстраде вблизи, а также рассмотреть интерьер собора сверху. Знание нескольких нюансов позволит сделать это максимально комфортным и информативным.

    Чтобы подняться на купол, выйдите из собора и следуйте указателям Cupola.

    Обратите внимание, что билет на смотровую башню можно приобрести только за наличные и без каких-либо скидок. Стоимость подъемника — 8 евро, без подъемника — 6 евро.

    Те, кто хочет сэкономить, должны быть готовы к тому, что придется преодолеть 551 ступеньку по крутой и узкой лестнице. На последнюю лестницу поднимаются почти ползком. Дело не только в телосложении альпиниста. Кроме того, частые повороты могут вызвать головокружение у людей, склонных к нему. «Вариант «лифт» не исключает, а лишь сокращает путь пешком до 320 шагов.

    Смотровая терраса открывается на час позже, чем собор. Поэтому опытные путешественники советуют прибыть в Рим до 7 утра, купить билет на самый верх, посмотреть на почти пустой собор и подняться на смотровую площадку, которая только начинает заполняться. При посещении в другое время стоит избегать среды и воскресенья — дней, когда проходят папские службы и аудиенции. Конечно, покупка билета заранее через Интернет значительно облегчит жизнь туристу.

    Музейный комплекс Ватикана

    Он состоит из великолепных дворцовых залов и демонстрирует произведения искусства, собранные Римско-католической церковью на протяжении пяти веков. Музеи Ватикана предлагают четыре экскурсии с гидом, продолжительностью от одного до пяти часов. Все они заканчиваются посещением двух шедевров мирового изобразительного искусства — Станцы Рафаэля и Сикстинской капеллы, выделенных в этой статье отдельными субтитрами. Туристы должны распределять свои силы так, чтобы не подойти к ним эмоционально истощенными.

    Музей открыт с 9.00 до 17.00 (до 14.00 в субботу), кроме воскресенья и церковных праздников. Касса и вход закрываются на два часа раньше. В последнее воскресенье каждого месяца музеи открыты бесплатно до 12 часов 30 минут. Билет за 17 евро позволяет в тот же день получить доступ в музеи Ватикана, Сикстинскую капеллу и Станцу Рафаэля, а также в Исторический музей в Латеранском дворце в течение 5 дней. Стоимость билета, в который входит гид, составляет 33 евро.

    Часто бывают длинные очереди за билетами. Они меньше до открытия и во второй половине дня. Большинство людей приезжают в среду — в день папской проповеди на площади Сан-Пьетро.

    Избежать очереди можно, купив билеты заранее на сайте музея или здесь. За эту услугу необходимо заплатить дополнительно 4 евро. Онлайн-билет гарантирует отдельный вход.

    При входе в музеи вы можете арендовать русскоговорящего аудиогида за 7 евро, оставив в залог свой паспорт. Аудиогид и паспорт необходимо вернуть в специальном пункте на выходе из музеев.

    Помещения Апостольского дворца

    Палаццо Апостолико является официальной резиденцией Папы Римского и также называется Палаццо Сикста V или Папским дворцом. На самом деле это собрание зданий 15-19 веков, расположенных за правой колоннадой площади Сан-Пьетро. Части Апостольского дворца используются в качестве музеев.

    Апартаменты Борджиа, принадлежавшие папе Александру VI и носившие его светское имя, расположены в Апостольском дворце. Этому высшему церковному иерарху, обладавшему весьма сомнительным моральным обликом, нельзя было отказать в любви и признательности к искусству. Осмотрите шесть расписных комнат в апартаментах — Sala de Sibille, Misteri della Fede, Santi, Pontefici, Arti Liberali и Credo. Темы фресок во всех этих комнатах были выбраны самим Александром VI.

    Читайте также:  Донской (Тульская область): достопримечательности

    Девять музеев Ватикана

    Во дворце Бельведер находится скульптурный музей Пио Клементино, названный в честь двух пап, которые положили начало музеям Ватикана. Среди экспонатов выделяются мраморные копии древнегреческой статуи Аполлона из Бельведера и скульптурная группа «Лаокоон». В зале Ротонда с древнеримским мозаичным полом можно увидеть римские мозаики и порфировую ванну Нерона из его бывшего Золотого дома. В нише рядом с залом выставлена бронзовая статуя Геркулеса, датируемая II веком до нашей эры. Статуя спящей Ариадны выделяется в Галерее статуй.

    Музей Кьярамонти был основан Папой Пием VII, который и дал ему светское название. В этом музее находится Лапидарий (коллекция каменных надписей), который закрыт для посещения. Разнообразная коллекция включает гигантскую статую возлежащего бога реки Нил, скульптуру императора Августа, бюсты знатных римлян и римские напольные мозаики.

    Три музея Ватикана названы в честь Папы Григория XVI, который их основал. Самые ценные предметы в египетском Музее Грегориано Эгизио — это древние стелы с иероглифами 25 века до нашей эры, мумии и римские копии древнеегипетских скульптур 2 века до нашей эры.

    В этрусском музее (Museo Gregoriano Etrusco) представлены вазы и амфоры, самая известная из которых изображает Ахилла и Аякса. Среди других экспонатов — деревянный трон и носилки VII века до нашей эры и бронзовая статуя Марса V века до нашей эры.

    В Музее Грегориано Профано (Светское искусство) также хранятся греко-римские скульптуры. Самый известный экспонат — копия бронзовой скульптуры знаменитого греческого мастера Мирона «Афина и Мартий», датируемая 5 веком до нашей эры. Саркофаги и надгробные плиты также выставлены на обозрение.

    В музее Пио-Кристиано, основанном папой Пием IX, можно полюбоваться произведениями раннехристианского искусства — саркофагами, барельефами и скульптурами 2-6 веков. Многие из них были обнаружены в римских катакомбах. Самый известный экспонат — скульптура Доброго Пастыря IV века на одноименном саркофаге.

    В этнологическом музее Museo missionario ethnologico хранятся предметы религиозного культа, привезенные миссионерами из Азии, Океании, Африки и Америки. К ним относятся статуи, маски, религиозные предметы и изображения местных божеств.

    Музей современного религиозного искусства располагает 55 залами с работами художников-модернистов на религиозные темы. Среди авторов Коллекции современного религиозного искусства Кандинский, Матисс, Дали, Пикассо, Ван Гог и скульптор Роден.

    Исторический музей Museo Storico, расположенный в Латеранском дворце за пределами Ватикана, посвящен многовековой истории папской области. Здесь можно увидеть портреты пап, оружие и форму ватиканской армии и папские автомобили.

    Галереи

    Пинакотекой принято называть коллекцию картин, открытую для публики. Пинакотека Ватикана имеет 18 залов, где представлены картины 12-19 веков, в основном итальянских мастеров, исключительно религиозного содержания. Среди них работы таких великих художников, как Джотто, Перуджино, Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль и Караваджо.

    Три другие галереи — dei Candelabri, degli Arazzi и delle Carte Geografiche расположены в крыле между Апостольским и Бельведерским дворцами. Самым известным экспонатом Галереи канделябров являются канделябры II века. Галерея гобеленов содержит 10 работ, созданных по эскизам учеников Рафаэля. Самая длинная из них — галерея географических карт конца XVI века с изображением итальянских городов, папских владений и средиземноморских островов.

    Сикстинская капелла

    Капелла Систина — это бывшая домашняя церковь Папы Сикста IV, в честь которого она была названа. Неприметное серое здание, примыкающее к собору Святого Петра, было построено в конце XV в. Внутри часовня украшена фресками известных итальянских художников, в том числе Боттичелли и Перуджино.

    Размеры Сикстинской капеллы такие же, как длина (41 метр) и ширина (13,5 метра) Храма Соломона в Иерусалиме.

    Росписи свода

    В начале 16 века на потолке часовни появились трещины. Их исправление исказило существующее изображение звездного неба, поэтому папа Юлий II приказал Микеланджело заново расписать свод капеллы. В течение четырех лет Микеланджело изобразил триста фигур на площади 800 м2, создав девять фресок. Это история создания одного из величайших живописных шедевров человечества.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Росписи на своде Сикстинской капеллы

    Ветхозаветные темы фресок разделены на три тематические группы:

  • сотворение неба и земли;
  • сотворение первых людей и грехопадение;
  • жизнь Ноя.
  • Каждая группа состоит из трех фресок. Все они являются произведениями высокого искусства. Самым известным из них является «Сотворение Адама».

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Фреска «Сотворение Адама».

    Бог изображен в виде седовласого, но энергичного пожилого мужчины. Его рука готова коснуться руки физически созданного юноши, чтобы вдохнуть в него искру Божью, то есть по-настоящему сотворить человека. Искусствоведы спорят о женщине, изображенной под левой рукой Творца. Мнения разделились между Софией, аллегорией Божественной мудрости, и Евой.

    Стенные фрески

    Свод Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, дополнил существующие настенные фрески. Шесть фресок, изображающих ветхозаветную историю Моисея, расположены на южной стене. Их авторы — Перуджино, Боттичелли (две фрески), Росселли (две фрески) и Синьорелли. Другая оригинальная фреска, выполненная последним на восточной стене, завершающая мозаичный цикл, не сохранилась. Однако она была воспроизведена, но малоизвестным художником.

    Шесть фресок на северной стене отражают темы Нового Завета. По две работы принадлежат Перуджино и Росселли, по одной — Боттичелли и Гирландайо. Последний также написал последнюю фреску цикла Нового Завета, которая после разрушения была заново написана менее известным автором.

    Фреска «Страшный суд»

    На восточной, алтарной стене капеллы первоначально находились еще две фрески Перуджино. Однако они были принесены в жертву потрясающей фреске «Страшный суд», заказанной Микеланджело через 22 года после завершения росписи свода Сикстинской капеллы. Эта масштабная фреска за сводом — еще один живописный шедевр Сикстинской капеллы. Он нарисовал 250 фигур на площади 200 м2. Некоторые из них были признаны современниками Микеланджело.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Фреска «Страшный суд»

    В верхней части огромной фрески изображен явно неканонический Христос (с лицом любимого ученика Микеланджело), выносящий Страшный суд. Стоящая рядом с ним Дева Мария (с видом почитательницы его таланта) отвернулась от своего Сына: ее заступничество теперь бессильно.

    Читайте также:  Кашин (Тверская область): достопримечательности

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Фреска с Христом и Девой Марией

    Апостол Петр, вручающий Христу ключи, сильно напоминает тогдашнего папу Павла III Фарнезе. В верхней части композиции изображены ангелы, опрокидывающие символ земной власти — колонну. В нижней части фрески представлены апокалиптические сцены конца света, изображающие трубящих ангелов, небесных праведников и грешников в аду.
    В отместку за постоянную критику Папы Римского по поводу обилия обнаженных тел церемониймейстера, Микеланджело изобразил его в подземном мире с ослиными ушами. В ответ на жалобу Папа Римский ответил своему слуге, что он не властен над адом.

    Однако натуралистический характер фрески также вызвал оппозицию в высших кругах церкви. При жизни Микеланджело его высокий авторитет защищал «Страшный суд» от любых поправок. Однако после его смерти было решено задрапировать гениталии. Художник Даниэле да Вольтерра, которому была доверена эта работа, постарался выполнить ее с минимумом исправлений. Во время последней реставрации в конце XX века были сохранены только его правки, а более поздние фиговые листья были удалены.

    Современная Сикстинская капелла — это не только жемчужина в короне музеев Ватикана, но и место, где был избран новый Папа вместо умершего. Все экскурсии по музейному комплексу Ватикана заканчиваются в Сикстинской капелле.

    Современные мультимедийные средства позволяют рассмотреть фрески в Сикстинской капелле на экране компьютера в мельчайших подробностях по ссылке.

    Станцы Рафаэля

    Комнаты Рафаэля» — это четыре небольшие комнаты в Папском дворце, расписанные самим художником и его учениками. Стены каждой комнаты Stanze di Raffaello покрыты одной композицией, которая занимает всю стену. Мотивы картин, задуманные их покровителем, папой Юлием II, были призваны прославить католическую церковь и ее высших иерархов, включая покровителя.

    Первым помещением, расписанным в 1508-11 годах, был папский кабинет Станца делла Сегнатура. Фрески на его стенах посвящены четырем элементам духовной деятельности человека — философии (Scuola di Atene), теологии (La disputa del sacramento), поэзии (Parnaso) и справедливости (Virtù e la Legge). Первая из них — одна из величайших в истории изобразительного искусства.

    В центре — фреска «Школа Афины». — Великие греческие философы. Поднятая рука Аристотеля (в красном плаще) утверждает примат идей, а рука Платона, направленная вниз, указывает на неразрывную связь между идеальным и земным. Рафаэль, независимо от хронологии, изображал и других выдающихся философов, некоторые из которых узнаваемы как современники Рафаэля и его самого. Платон имеет черты Леонардо да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Евклид — Браманте. Таким образом, Рафаэль перекинул временной мост между античной и ренессансной философией.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Фреска Афинской школы

    В течение следующих трех лет Рафаэль работал в помещении, позже названном Станца ди Элиодоро. В своей главной фреске Рафаэль изобразил легенду об изгнании ангелом правителя Илиодоро из Иерусалимского храма. Другие фрески в Станце ди Элиодоро также изображают божественную защиту церкви.
    В 1514-17 годах он написал Станцу дельи Инсендио ди Борго. Главная картина этого зала изображает пожар в районе Борго в Риме, остановленный крестным знамением папы Льва IV. Другие картины в этом зале также изображают деяния римских пап.

    Фрески в Сала ди Костантино, изображающие борьбу римского императора Константина с язычниками, были написаны студентами по эскизам Рафаэля после его смерти. Фрески изображают сражения императора, обряд его крещения и вручение папе римскому акта о предоставлении власти над западной частью Римской империи.

    Рядом с залом Константина в крытой галерее Папского дворца находится еще один шедевр Рафаэля — Лоджия ди Раффаэлло. Она содержит 52 картины на библейские темы, расположенные в 13 разделах галереи. Лоджия Рафаэля так понравилась Екатерине Великой, что она приказала построить ее копию, единственную в мире, в Зимнем дворце. Жители и гости Санкт-Петербурга имеют возможность увидеть Лоджию Рафаэля в рамках посещения Эрмитажа.

    Сады Ватикана

    В западной части Ватикана расположены сады, которые занимают половину территории Ватикана. В садах также есть на что посмотреть. Однако следует отметить, что доступ к ним до недавнего времени был возможен только в сложной комбинации с посещением музеев. Также требовалась предварительная регистрация и бронирование на различных веб-сайтах.

    Растущий туристический спрос побудил администрацию Ватикана организовать отдельные посещения Садов на экологически чистых микроавтобусах с открытым верхом, вмещающих 28 человек. Билеты по цене 15 евро можно приобрести в офисах Римского паломнического бюро, один из которых находится на площади Сан-Пьетро. Экскурсии отправляются от площади Сан-Марте каждые полчаса с 10 утра до 1 часа дня. В течение часовой экскурсии микроавтобус делает 12 остановок без выхода туристов.

    Джардини Ватикани были заложены еще в 13 веке папой Николо III. С тех пор почти каждый последующий Папа добавлял свои собственные вкусы и предпочтения к декору Садов.

    Музеи Ватикана: обязательное посещение

    Сады Ватикана

    Нынешние сады представляют собой сочетание Французского, Итальянского и Английского садов. Во Французском саду можно увидеть копию Лурдского грота со статуей Девы Марии, зеленый лабиринт, зеленые арки над дорожками и тис, обрамляющий лужайки. В Итальянском парке выделяются красная акация, цветущая «петушиными гребнями» с апреля по декабрь, и азалии в больших глиняных горшках, придающие пейзажу оттенок старины. Английский парк интересен своим ландшафтным дизайном, мастерски имитирующим природный, множеством статуй и колонн. Композиции из самшита и цветов изображают ключи Святого Петра и меняющийся герб следующего Папы.

    Прогулка по садам Ватикана навевает мысли об Эдемском саде. В них много попугаев. Первый был подарен Папе Римскому в 15 веке.

    На территории сада расположено несколько зданий. Самая заметная из них — построенная в XVI веке вилла Папы Пия IV, ныне Папская академия наук. С 1976 года здесь находится вертолетная площадка для скоростных перелетов Папы Римского в аэропорты Рима и железнодорожный вокзал. На самой высокой точке садов находится радиостанция Ватикана.

    Заключение

    Посещая восхитительные места Ватикана, важно помнить о соблюдении элементарной осторожности. По иронии судьбы, в центре католицизма очень высокий уровень краж. Поэтому по возможности следует избегать скоплений людей, так как некоторые из них совсем не привлекают внимания.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Городские виды.ру